Атаман — звание каждого выборного вождя, начальника, лидера в казачьих обществах. Историки считают, что это слово — отец-командир — из военной лексики монгольского происхождения. В монгольских поселениях власть переходила по наследству. При них существовала военная организация, главным военачальником был при этом темник. В походах темника называли отцом-командиром, так как он заменял хана как командующий. В период Золотой Орды военачальниками казачьих поселений были монголы-темники. Их название имело понятный для казаков вариант: ата — батя или отец, итемен — темник. А звучало это так: «аттамен». Остальные названия военачальников в казачьем войске имели свои национальные корни: воеводы, сотники,урядники и т.д. Исторически термин «атаман» становится известным после появления его в литовских источниках XIV в. С этого времени часто повторяется, постоянно связан с казаками и вместе с ними продвигается к северу. В казачьих войсках были атаманы: войсковые, походные, наказные, зимовых станиц, округов, отделов, станиц, поселков, хуторов, мелких отрядов. И в Запорожской Сечи, кроме обычных походных и отрядных, были приняты звания атаманов кошевых, куренных, школьных, крамных (заведовавших торговлей) , лисицких (заведовавших охотами). В походах, в боевой обстановке обычное право предоставляло атаманам неограниченную власть: «Куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем». В мирной же жизни они были только исполнителями воли казачьего круга. Атаман заботился о том, чтобы все казаки были наездниками, стрелками, следовали правилам и обычаям своих предков. По традициям казачества современными казачьими обществами руководят тоже атаманы. Так же, как и в прошлом, наши отцы-атаманы несут непосредственно всю ответственность перед Богом и обществом за весь личный состав организации. АТАМАНСКАЯ ПРИСЯГА На Священном Писании присягаю: Служить верно, не щадя головы (жизни) и живота (имущества) своего. Беречь казачью честь, приумножать достояние общества. Беречь казаков! Я — ваш отец, вы — мои дети! | ||